Выбор породы древесины для ксилографии.

Гравировать можно на различных породах древесины. Разновидность пальмы (самшит кавказский) - са­мое плотное и крепкое дерево  дает при гравировании чистую и тонкую линию. Бук до применения самшита считался одним из самых лучших материалов для торцовой гравюры. Но бук значительно мягче самшита и как материал бо­лее вязкий и крупнослойный. Гру­ша по плотности близка к самшиту и дает бархатистую линию.

Профессионалы-граверы при­меняли  и клен, и березу, и липу. Но эти породы дерева мало пригодны для гравирования. Они крупнослойны и очень пористы, поэтому их использовали лишь при отсут­ствии бука и самшита.

В те времена, когда гравюру применяли как средство репро­дукции, мягкие породы считали малопригодными для гравирова­ния. В наше время некоторые ху­дожники с успехом гравируют на березе и других породах и сами готовят доски, как например, В.А. Фролов.

Гравюра на березе

В.А.Фролов, "Косульки" Из серии "Лесные тайнички", 1961г. (ксилография на березе)

Чтобы приготовить доски для торцовой ксилографии, берут кряж (брев­но). Кряж пилят на кружки толщи­ной 30 мм, и затем каж­дый кружок обстругивают с обеих сторон. Кружки ставят на ребро и высушивают при комнатной температуре, в тени, без сквозняка (примерно в течение месяца). Когда дерево вы­сохнет, можно приступить к его дальнейшей обра­ботке.

В дереве с рыхлой сердцевиной во избежа­ние заусениц и шерохо­ватостей сердцевина выпиливается; полученные куски дерева разрезают­ся на прямоугольники. Если сердцевина креп­кая, то прямоугольную доску получают, опилив кружок дерева.

распил дереваРаспил дерева для торцовой ксилографии

 

Распиленные прямо­угольные доски снова ставят на ребро для про­сушки.

Чтобы получить доску нужного размера и одно­родную по слою, куски дерева часто приходится склеивать. Предвари­тельно их нужно тщатель­но просмотреть: не должно быть сучков, трещин и так называемой белизны, которая при гравирова­нии задирается и не дает чистой линии. Для склейки требуется сто­лярный, мездровый клей высшего качества, а еще лучше - казеино­вый. Хорошо клеить рыбьим клеем с добавлением мездрового. При варке клея на 1 кг его добавляют 50 г (или более, в зависимости от пород дерева) цинковых белил.

Приготовленные куски дерева (высушенные, тщательно осмотренные и отобранные, без сучков и белизны) - очень гладко обструги­вают; склеивать их нужно последо­вательно один к другому, но не соединять по распилу, а приклады­вать противоположной стороной.

Различные методы склеивания досок для гравюры на дереве

Склеивание досок для ксилографии

Перед склеиванием стороны, предназна­ченные для соединения, немного прогревают и зажимают в струб­цинках .

Склейка доски для ксилографии

Струбцины для склейки фрагментов доски

 

После склейки доска должна быть совершенно плотной и без швов.

Точно пригнав и склеив куски, необходимо выждать, чтобы клей совершенно высох, после чего на­чинается окончательная отделка, причем предварительно верхнюю, а также нижнюю части доски выравнивают цинубелем (рубчатым рубанком) и доводят до толщины 26 мм. Затем доску обстругивают двойным рубанком, снимая тон­кую стружку, доводя толщину доски примерно до 25 мм. Если при этом на доске все же обнаружива­ются сучки или белизна (дефекты, раньше не замеченные), то их высверливают, и в отверстия загоняют штифты из хорошего однородного дерева. Штифт срезают и подрав­нивают стамеской, после чего окончательно обраба­тывают доску, оставляя толщину в 23 мм (в соот­ветствии с «ростом» типо­графской литеры).

Поверхность доски, предназначенная для гра­вирования, после обработ­ки рубанком зачищается столярной шкуркой (от крупной до мелкой). Зад­нюю сторону нужно оста­вить процинубленной, что­бы во время работы доска не скользила.

В окончательном, под­готовленном виде доска должна быть гладкой как стекло и без всяких цара­пин. Чтобы она не впитыва­ла влагу, можно загрунто­вать ее тонким слоем яич­ного белка.

Для продольной обрезной ксилографии современные граверы иногда применяют древесину хвойных пород (ель, сосна, кедр), ценя их слоистую фактуру, которая при печати обогащает изображение. После распила куска ствола на доски их сушат, обстругивают фуганком. Для гравюр большого формата доски склеивают друг с другом вдоль волокон. Если склеенная доска будет печататься на печатной машине, ее надо укрепить шпонками, которые врезают с тыльной стороны склеенной доски вровень с поверхностью. Потом доски грунтуют составом из порошка цинковых белил (25 г.), белка 1 яйца и квасцов (8 г.). Этим составом протирают доску и шлифуют пемзой или шкуркой.

Обрезная продольная гравюра

Параллельный распил и распил по периметру для продольной ксилографии

Назад Вперед

Есть 2 коммент. (+добавить?)

  1. Михаил
    Сен 09, 2013 @ 18:14:16

    Очень полезная и информативная статья. Необходима начинающим художникам.

    Ответить

  2. Елена Старовойтова
    Сен 17, 2013 @ 21:32:11

    Михаил, да я статью готовила для начинающих художников, в дальнейшем буду писать и о других видах графики. Спасибо за внимание! =)

    Ответить

Написать комментарий