Ксилография. Торцовая гравюра.

В XVIII веке продольная обрезная гравюра теряет свое значение и заменяется торцовой. Эту рево­люцию в граверном искусстве со­вершил английский гравер Томас Бью­ик (1753-1828). Бьюик резал уже не ножами, а граверными инст­ментами - штихелями, которые он освоил, ра­ботая предварительно на медной доске. Это обстоятельство и на­толкнуло его на переход к более плотным породам дерева.

гравюра

Томас Бьюик, "Олень", торцовая гравюра

Торцовая гравюра со времени Бьюика стала тоновой и резалась, как пра­вило, на пальме (торец) или на кавказском самшите штихелями . Сам Бьюик резал на буке. Эти сорта дерева в отличие от ли­пы и груши обрабатывались для гравирования поперек ствола. По­этому такая гравюра и называлась «торцовой». Упругость крепких по­род дерева позволила прибегать к тончайшей технике резьбы и раз­нообразить приемы обработки материала (применять черный и белый штрих, перекрестную резьбу, пунктир и т. д.) Плотность торцовых досок дает возможность печатать гравюру большими тиражами, а это делает торцовую гравюру идеальной формой для полиграфии. Бьюик гравировал в ос­новном по своим рисункам, имел свою мастерскую и учеников. За­мечательна его серия гравюр «Птицы Англии» и многие другие.

Изобретенная Бьюиком торцо­вая гравюра быстро распростра­нилась в Европе. Английские художники братья Томпсаны открыли в 1871 году  граверную мастерскую в Париже. В это время Париж становится мировой столицей ксилографии. Здесь открываются многочисленные граверные мастерские, лучшие из них Порре, Дансю и Лавьеля. В Париж  стекались граверы всех европейских стран совершенствоваться в искусстве гравюры. Французские художники Доре, Гаварни, Гранвиль, Домье в содружестве с такими граверами, как Паннемакер, Пизан и другие, со­здали замечательные гравюры, украсившие лучшие издания того вре­мени. Листы Доре (хотя сам он не вырезал ни од­ной гравюры) - шедевры мировой иллюстрации.

Г. Доре. Иллюстрация к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». 1862 г., торцовая гравюра

ксилография-гравюра на дереве

Г. Доре. Иллюстрация к «Дон Кихоту» М. Сервантеса. 1863 г., торцовая гравюра

В Париже совершен­ствовались и русские граверы - первый рус­ский академик гравер Л.А. Серяков (1824-1881), В.В. Матэ (1856-1917) и другие.

торцовая гравюра на дереве

Л.А. Серяков , "Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова". 1869 г.,торцовая гравюра

Большую роль в исто­рии немецкой торцовой гравюры сыграл Адольф Менцель (1815-1895), требовавший от отечест­венных граверов безуко­ризненной передачи своих рисун­ков на дереве. Его рисунки грави­ровали Унцельман, Фогель, Кречмар.

Гравюры того периода напоминают перовой рисунок. Тоновая торцовая гравюра имеет важную особенность по сравнению с продольной ксилографией: она разделяется на авторскую и репродукционную. Обрезная гравюра по своей сути не могла быть репродукционной, поскольку в ней всегда сохранялся характер материала - дерева, а штрих всегда оставался обособленным графическим элементом. Торцовая гравюра дает возможность имитировать любую другую технику (рисунок или живопись).

В середине XIX  века в торцовой гравюре усиливается репродукционные тенденции. Тональные отношения начинают преобладать над штрихом. Это привело к техническим изменениям: изображение строится на тональной градации, которая достигается сплошной параллельной штриховкой.

К концу XIX века репродукцион­ная торцовая гравюра, бывшая единственным способом репро­дукции по высокой печати, была вытеснена фотомеханическими способами воспроизведения ри­сунка. Гравюра целиком освобо­дилась от своей, подчас только служебной роли. Рождаются но­вые формы авторской гравюры, где художник и гравер сливаются в одном лице. Первых характерных представителей этой новой гра­вюры мы видим в лице французов О. Лепера (род. в 1849 г.) и Ф. Валлоттона, показавших широкие воз­можности различных творческих приемов.

ксилография

Ф. Валлоттон, "Автопортрет", 1991 г., торцовая гравюра.

ксилография

Ф.Валлоттон,"Лень", 1896г. , торцовая гравюра

О развитие торцовой гравюры в России можно прочесть в статье "Гравюра на дереве -ксилография".

Назад Вперед

Написать комментарий