Ксилография. Обрезная (продольная) гравюра.

История деревянной гравюры-ксилографии начинается с глубокой древности. Родиной ее считается Китай (VI век). В Европе появление гравюры относят к XIII веку. XV и XVI столетия - это время расцвета гравюры на дереве, давшее ряд замечательных мастеров, обогативших изобразительное искусство новыми формами графических решений.

Техника гравирования свыше четырех столетий была связана с обработкой "продольной" доски, которая обрезалась по слою дерева (отсюда и дополнительное название такой гравюры - "обрезная"). Граверы первоначально резали ножами. Доски изготовляли из груши, липы, яблони, а в Японии применяли  и местные породы, используя своеобразную слоистость дерева, дающую при печати естественную дополнительную фактуру поверхности гравюры.

Обрезная (продольная) гравюра получила широкое распространение. Граверы Китая и Японии создавали произведения на сюжеты народной жизни, а оттиски этих гравюр становились необходимым украшением жилищ.  В Японии большое развитие получила цветная гравюра, достигшая в XVIII и первой половине XIX века замечательных результатов в творчестве художников Утамаро, Хокусаи.

ксилография

Кацусика Хокусай, "Большая волна в Канагава", обрезная цветная гравюра.

В Европе сначала появилась станковая гравюра, а затем и книжная. Особенного расцвета она достигла в Германии в XV и XVI веках. Здесь работали гениальные художники, которые вместе с мастерами-резчиками создали величайшие произведения мирового графического искусства. Серии гравюр Абрехта Дюрера (147101528) "Апокалипсис", "Жизнь Марии", "Большие страсти" -это вершины обрезной продольной гравюры. 

обрезная гравюра

Альбрех Дюрер, "Апокалипсис", 1498 г., обрезная продольная гравюра.

Не мене замечательны работы  немецкого художника Ганса Гольбейна Младшго (1497 - 1543). Его "Азбука смерти" "Пляска смерти" являются выдающимися произведениями обрезной гравюры. Эти гравюры поразительны по тонкости резьбы. В практике деревянной гравюры в это время бытовало разделение труда: художник-рисовальщик наносил рисунок на доску, а резал ее мастер-резчик.

ксилография

Ганс Гольбейн Младший, "Старик и смерть" из серии "Пляска смерти", 1526 г., обрезная гравюра.

В России обрезная "продольная" гравюра на дереве появилась в середине XVIвека. При Иване Грозном в Москве устраивается первая типография для печатания книг под руководством И. Федорова. Для украшения книг резались гравюры высокого художественного и технического достоинства.

ксилография

Иван Федоров, Петр Мстиславец, "Евангелист Лука. Фронтиспис Апостола", 1564 г., обрезная гравюра.

В 1615 году в Москве был образован Печатный двор. На протяжении XVII века установились тесные связи московских печатников с украинскими и белорусскими коллегами, тип изданий которых был более светским и близким к западным традициям. Это влияние способствовало возникновению в конце века новой области в гравюре - народных картинок - искусства простонародья. Предтечей русского лубка стал Василий Корень - выходец из Белоруссии. Он награвировал в 1695 - 1696годах "Книгу Бытия и Апокалипсис".  Прямой путь от этих гравюр ведет к лубку - яркому явлению XVII - начала XIX  века. Лубок был резко оппозиционен официальному академическому искусству. Он ориентировался на вкусы простонародья: был сюжетно занимателен и ярок. Примером может служить чудесный лубок " Охотник медведя колет, а собаки грызут".

ксилография, лубок

"Охотник медведя колет, а собаки грызут", лубок 18 века

В начале XIX века продольная гравюра на дереве в России, так же как на Западе, приходит в упадок. Возрождение этой техники произошло в 90-е годы  XIX  века в Англии Инициатором был Уильям Моррис. Кроме него, в продольной гравюре работали Никольсон, Крег и Бренгвин. Во Франции этой техникой увлекались Гоген, Бернар, Валлатон, Вламинк. В Германии в 20-х годах ХХ века работали - Кольвиц, Кирхнер, Геккель, Нольде, Барлах.

В тоже время в России гравировали на продольных досках Истомин, Лебедев, Усачев, Масюткин, Куприянов, Кравченко, Голицин.

Назад Вперед

Написать комментарий