Работа над иллюстрацией.

Иллюстрация - интереснейший вид искусства, но и необычайно трудный, ведь от художника требуются разнообразные решения всевозможных задач, способность к перевоплощению, фантазия, богатое воображение и умение внимательно читать, не говоря уж об умении выразить все это художественно убедительно на бумаге. Вот поэтому-то без четкого, последовательного плана работы невозможно добиться успеха.
иллюстрация к книге

В. Лосин, иллюстрация к А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" акварель, 1978 г.

У каждого художника свой творческий метод, который выраба­тывается в результате учебы, практического опыта, мировоззрения, принципов отношения к искусству и жизни и ряда личностных ка­честв.

Рассмотрим систему решения задач, стоящих перед художником - иллюстратором, ее придерживается широкий круг профессионалов.

Работа над иллюстрацией:

Основной принцип - разделение сложной многоплановой работы при иллюстрировании на ряд последовательно решаемых частных за­дач и объединение их в целое. Как при постройке дома сначала под­водят коммуникации, закладывают фундамент, подвозят строймате­риалы и только после этого возводят здание, так и в творчестве ху­дожника серьезная подготовка обеспечивает успех.

Прежде всего иллюстратор должен владеть всем арсеналом своей профессии. Уметь рисовать, и не только с натуры, но и по памяти. Быть грамотным живописцем и, особенно важно, свободно компоно­вать, сочинять. Владеть самыми разными техниками и материалами: углем и пером, акварелью и гуашью, гравюрой и литографией. Разби­раться в полиграфическом процессе, уметь сделать макет книги, вы­брать нужный шрифт. Хорошо знать литературу, ведь художник дол­жен тонко чувствовать идейные и стилистические особенности авто­ра, иначе не найти соответствующие им графический язык и матери­ал. В одной книге уместны изящные рисунки пером, в другой - соч­ные пятна гравюры, третья требует тонких цветных акварелей.

Так с чего же начинать? Конечно, с чтения книги. Читая первый раз, стараться не думать о том, что предстоит рисовать, получая общее представление о литературном произведении: чем оно интересно, ка­ковы его особенности? Внимательно читая второй раз, отмечаешь мо­менты, которые необходимо иллюстрировать. Полезно выписывать все, что касается героев - их внешности, костюма, поведения. Ведь ча­сто такие «указания художнику» разбросаны по всей книге. Одновре­менно идет знакомство с материальным миром, который придется изображать: архитектурой и костюмом, мебелью и предметами быта.

Затем художник делает макет-проект будущей книги. В нем уточ­няется количество рисунков, определяется ритм их чередования, ме­сто и размер каждого. Иногда приходится отказываться от, казалось бы, выигрышных тем, если они выпадают из общего строя книги.

Работа над иллюстрацией делится на две большие части: режиссу­ру и исполнение - что будет изображено и как. Из чего складывается первая часть? Художника-иллюстратора можно сравнить с режиссе­ром-постановщиком кино или театра. Уж очень много общего в этих профессиях! Начинается все с авторского текста, сценария, прочитав который он решает, какие моменты будет изображать, и выстраивает зрительный ряд.

Чтобы предельно конкретизировать изображение, нужно пригла­сить «актеров-исполнителей», то есть придумать образы действую­щих лиц. Важно решить, каков герой: высокий или низкорослый, полный или худой, какова его прическа, как он держится, жестику­лирует. На эти вопросы художник отвечает, рисуя по воображению или с натуры. Чем больше индивидуальных черт у героя, тем живее будет образ.

Нельзя забывать одно из правил иллюстрации: об авторской заданности образа. Образ, создаваемый художником, не может проти­воречить авторским характеристикам. Если в тексте говорится, что герой толст, лыс, с усами - художник не имеет права это игнориро­вать.

Другое дело, если у автора нет конкретных указаний, тогда худож­ник свободен в решении персонажей.

Действующие лица иллюстраций должны быть одеты в костюмы, принадлежащие к определенной эпохе и социальной среде. Плащ или шуба, сюртук или камзол, рубаха или сарафан, сапоги или лап­ти, цилиндр или картуз - важная деталь создаваемого образа.

иллюстрация к книге

Е. Кибрик, иллюстрация к произведению Н. В. Гоголя "Тарас Бульба", литография, 1948 г.

Литературное произведение - это исходная точка для художника книги, затем включается воображение. Без воображения нет искусст­ва, но художник не должен забывать, что существует жизнь, которая гораздо богаче воображения.

Теперь «художнику-режиссеру» необходимы декорации и рекви­зит. Нужно точно определить, как выглядели место описываемых со­бытий и предметы, окружающие героев; где происходит действие, на природе или в помещении, в какое время года, дня. С изображением одежды и предметов современного быта проще, их можно увидеть в жизни, зарисовать. Карманный альбом художника нужно ежедневно пополнять. Это его золотой фонд, запасы на всю жизнь. Интересная ветка или дерево, ограда, колодец, телега, крыльцо, ворота, окна и сотни других предметов в зарисовках и этюдах пригодятся в будущем.

А если художник имеет дело с эпохой давно прошедшей? Тут по­может опыт мастеров прошлого. Посмотрите старинные картины, гравюры, рисунки, в них найдете много живых свидетельств времени. Не надо стесняться перерисовывать нужное в свой альбом. А если есть возможность нарисовать старинные вещи с натуры - воспользуй­тесь этим, ведь натурный рисунок незаменим.

И вот когда определились действующие лица, решен вопрос с их одеждой и местом действия, можно переходить к разработке «мизансцены». Кто из персонажей сидит, кто стоит, что держат в руках, в каком движении, положении, повороте друг к другу, как размещены в пространстве, на «сценической площадке». Вариантов реше­ния может быть множество, и выбрать наиболее отвечающий теме - задача не из легких.

И, только проделав все это, можно переходить к следующей части работы - изображению. Начать надо с определения точки зрения, от­куда художник смотрит на изображаемое. В зависимости от решения композиции линия горизонта может быть низкой, тогда фигуры на фоне неба становятся монументальными; или высокой, что дает воз­можность показать глубину пространства и разместить много фигур и предметов. Если художник смотрит на действие с близкого расстоя­ния, появляется возможность детальной разработки лиц и рук персо­нажей. Если - издалека, тогда в поле его зрения попадает большое ко­личество предметов и пространства. Какое решение выбрать - под­сказывает профессиональное чутье и заданность темы.

Проделав подготовительную часть работы, можно приступать к картону. Это тщательно проработанный, чаше всего линейный, без применения тона рисунок в размер оригинала. В картоне вычерчива­ется перспектива, как можно точнее прорисовываются фигуры, складки одежды, все детали. Важно проследить, как фигуры и пред­меты располагаются на вашей воображаемой «сценической площадке»: что ближе, что дальше. Совершенно необходимо прорисовать невидимые, перекрытые чем-либо части фигур даже в том случае, если те части не входят в рамки изображения. Это помогает избежать наиболее распространенных ошибок в построении композиции, когда фигуры повисают в воздухе или проваливаются в землю.

Следующий этап - освещение, оно является одним из главных элементов в декоративном решении иллюстрации. Исходя из темати­ческой заданности, художник может передаваемое действие поме­щать в залитое ровным светом пространство (в этом случае будет действовать собственный цвет предметов) или лучом света избирательно освещать нужные ему участки и группы.

Появляющиеся падающие тени - дополнительный элемент для организации цельного декоративного решения, ими можно пере­крывать второстепенные детали, объединять разрозненные предме­ты и фигуры в единую группу. Работая над освещенностью, следует обратить внимание на силуэты вашей композиции. Чтобы изобра­жение легче читалось, следует темные группы помещать на светлом фоне и наоборот.

К организованному распределению светлых и темных пятен композиции на плоскости надо отнестись с особым вниманием: они определяют декоративный строй, создают настроение - драма­тическое, напряженное или спокойное, уравновешенное. Светом, а если рисунок цветной, то и цветом, можно выделить смысловой центр иллюстрации, ослабить второстепенные детали, собрать все фигуры и предметы в единый ансамбль, где ни одна деталь не мешает выразить главную мысль, а лишь дополняет ее, развивает, обогащая замысел.

Прежде чем приступить к выполнению оригинала, необходимо сделать быстрые, очень общие эскизы (нашлепки) в цвете, чтобы оп­ределить цветовую гамму и основные цветовые пятна композиции. В этих эскизах вы решаете, будет ли рисунок светлым и воздушным или напряженно-ярким, монохромным или пестрым, какой цвет будет определяющим. Существует опасность полностью высказаться, пере­гореть в эскизе, поэтому его не следует подробно прорабатывать, что­бы оставить удовольствие выполнения до оригинала.

Заключительный этап - исполнение оригинала иллюстрации. Большой предварительный труд крайне необходим, он - гарантия успешного завершения. Ведь проработанный картон страхует ху­дожника: если испорчен оригинал, не нужно все начинать с нуля. Картон позволяет вести работу широко, смело, не боясь сбить рису­нок, а это очень важно, ведь в конце концов зритель не должен ви­деть преодоленных трудностей - «пота» художника. Вопрос о степе­ни законченности оригинала - один из самых главных, и каждый решает его по-своему.

Вот главные этапы создания иллюстрации. Порядок их необяза­телен. Каждый художник проходит их по-своему, часть работы вы­полняется на бумаге, другая часть - в уме, что-то опускается, чему- то уделяется особое внимание. Но начинающему художнику проде­лать всю эту работу крайне необходимо. Это - профессиональная школа, трудная, но дающая возможность грамотно решать самые сложные задачи.

Профессия художника - иллюстратора очень сложная и трудоемкая, но овладеть ею можно, только строго придерживаясь системы, последовательно решая частные задачи.

По материалам книги В.П. Панова "Иллюстрация в книге" (2001г.)

Назад Вперед

Написать комментарий