Гравюра на дереве – ксилография.

К старейшему способу высокой печати принадлежит гравюра на дереве, или ксилография, известная в Китае еще в IX веке. Слово "ксилография" произошло от двух греческих слов: xylon - дерево и grapho - пишу, рисую.

В ранний период развития ксило­графии резчик и автор рисунка были, как правило, разными людьми. Граверы точно «переводили» штихелем произведения художников на язык линий и штрихов. Часто оригинал изменялся — в лучшую или худ­шую сторону, в зависимости от способностей гравера. Позднее авторы стали рисовать пря­мо на доске.

Резьба по дереву — очень трудоемкая ра­бота. Она требует от художника безусловной четкости решения и твердости руки — в дере­вянной гравюре исправления почти недопу­стимы.

Различают обрезную и торцовую ксилографию. На предварительно отшлифованную доску продольного или поперечного распила переносится рисунок. Пользуясь стальными ножиками и стамесками - штихелями  вырезают те места, где нет рисунка. Вдоль волокон, понятно, вырезать легче, поперек — труднее.

Обрезная, или продольная, гравюра в на­стоящее время применяется почти исключи­тельно для оригинальных творческих работ и, естественно, превратилась из репродукци­онной в станковую графическую форму. Тор­цовая, поперечная, гравюра, открытая анг­личанином Т. Бьюиком в XIX столетии, за­воевала доминирующее положение как основ­ной способ художественной репродукции.

ксилография-гравюра на дереве

Т. Бьюик (1847 г.) Иллюстрация к "Истории Британских птиц", ( торцовая гравюра)

С появлением литографии гравюра на дереве постепенно утратила свое значение в репро­дуцировании. Она используется в этом назна­чении только в изданиях, требующих боль­шой четкости штриха.

В России гравирование на дереве возникло в середине XVI веке. Начиная  с XVI века в Древней Руси получила широкое распространение и достигла высокого уровня обрезная гравюра. Отдельные гравюры поражают декоративностью и высокой техникой исполнения. тому пример - Библия Василия Кореня - уникальный памятник народного искусства конца XVII века.

Появление торцовой гравюры в России относится к 1825 году. Первым русским ксилографом был К.К. Клодт (1807-1879). Клодт учился во Франции, Германии. Его учеником был академик Л.А. Серяков, который занял ведущее место в гравюре того времени.

ксилография-гравюра на дереве

Л. А. Серяков, "Павловск", (ксилография)

Большим событием в истории русской ксилографии были рисунки А.А. Агина к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, гравированные Е.Е. Бернардским. Эта серия не уступает лучшим европейским образцам того времени.

ксилография-гравюра на дереве
Е. Е. Бернардский, "Плюшкин" иллюстрация к "Метрвым душам" Н.В. Гоголя, 1946 г. (ксилография)

Ученик и продолжатель традиций Серякова - В.В. Мате. Он оживил технику русской деревянной гравюры новыми приемами. Его последователь И. Н.  Пав­лов выпустил в зтой технике ряд цветных серий с видами различных городов.

 ксилография-гравюра на дереве

И.Н. Павлов , «Зима», (гравюра на дереве)

А.Остроумова-Лебедева, "Адмиралтейство под снегом" (цветная ксилография)

Замечательны пейзажи в ксилографиях А. П. Остроу­мовой-Лебедевой, цветные гравюры В. Д. Фалилеева, иллюстрации в гравюрах А. И. Кравчен­ко. Остроумова-Лебедева работала главным образом над пейзажами Петербурга и его окрестностей. С мягкой лиричностью, убеди­тельно и просто она запечатлела строгую красоту классической архитектуры города — его парки, мосты, каналы, улицы и площади.

Талантливым мастером гравюры на дереве был художник А. И. Кравченко. Он создал около двух тысяч гравюр на дереве, работал в различных видах графики — создавал монументальные плакаты, книжные иллюстрации, тончайшие миниатюры. Графические приемы А. И.  Кравченко очень динамичны, его ксилографии живописны и виртуозны по технике исполнения, образы глубоко психо­логичны, передают эмоциональное состояние героев.

ксилография-гравюра на дереве

А.И.Кравченко, " Александр Сергеевич Пушкин" (1937), (ксилография)

В.А. Фаворский (1886—1964) использовал в своих произведениях  все технические возможности ксилографии. Он создал циклы гравюр к произведениям русской литературы. Его иллюстрации гармонично дополняют литературные произведения и являются оригинальным графическим произведением.

ксилография-гравюра на дереве
В.А. Фаворский, «Слово о полку Игореве»1950 г., (ксилография)
ксилография-гравюра на дереве

В.А. Фаворский, «Слово о полку Игореве»1950 г., (ксилография)

Фаворский воспитал огромное число учеников: Павлинова, Ечистова, Гончарова, Пикова, Домогацкого, Константинова, Полякова.

Назад Вперед

Есть 4 коммент. (+добавить?)

  1. Любашка
    Фев 25, 2012 @ 18:09:29

    Спасибо вам что вы создали свой сайт:*,я столько нового узнала и думаю что в будущем мне это пригодится)С уважение Любашка Цапова

    Ответить

    • Елена Старовойтова
      Фев 25, 2012 @ 19:30:31

      Любашка, какая ты отзывчивая и открытая девочка! Я рада делиться своими знаниями с вами – мои любимые ученики!

      Ответить

  2. Любашка
    Фев 26, 2012 @ 20:28:03

    Я такая.Я только и знаю что читаю ваши статьи очень нравиться,успехов вам и процветания!!!

    Ответить

    • Елена Старовойтова
      Фев 27, 2012 @ 13:49:48

      Спасибо, Любашка, за слова добрые!

      Ответить

Написать комментарий